Приключения
Home 
About Myself 
Favorites 
Photos 
Links 
Contact Me 

 

 

Костыль

 

Эта история произошла в августе 2003 года.  Не знаю уж почему, но моей  жене Ларисе жутко захотелось посмотреть на тайгу, озеро Байкал, Саяны и пр.  Если кто-то не знает до сих пор мою жену - поясню : никакие причины, ни внешние ни внутренние не могут воспрепятствовать исполнению того, что она задумала.

Так получилось и на этот раз. В ход были  запущены все женские средства убеждения и ... в конце концов я согласился.

Не прошло и  недели со дня появления желания, и вот мне дали отпуск в середине лета (чего никогда раньше не было), и мы сели на самолет  Сочи - Иркутск (знали бы попутчики, что в разгар сезона кто-то из Сочи едет отдыхать в Сибирь, нас бы сразу поместили в клинику до полного выздоровления).

Лететь 8 часов тяжело. Правда у нас была остановка в Челябинске, где наш самолет почему-то проторчал около 5 часов (где и был куплен глобус из горного хрусталя). Кстати о часах. Разница во времени между Сочи и Иркутском 5 часов. Поэтому я потерял временную ориентацию сразу же. Мы вылетали днем, на родине Т-34 мы уже были глубокой ночью, а до Иркутска добрались когда уже вовсю светило солнце.

      Нас  встречали. Человека, которого я должен был узнать я не видел около 30 лет !!! Последний раз мы виделись с ним когда он был 6 летним мальчуганом в шортиках с огромными  глазами  и большущими ресницами. Сам я был не на много старше, и даже защитил его (как он мне потом рассказывал) от дворовой шпаны.  Я узнал его сразу - не смотря на бороду, брюшко и  серьгу в ухе.  Герка встретил меня как брата.  У меня нет родных братьев, но мне кажется именно такое отношение должны чувствовать при встрече два брата.  Может быть у них так принято в семье, а может Сибирь наложила отпечаток, но нас буквально носили на руках.  Прием был очень теплый и радушный.

Когда мы через сутки акклиматизировались, отоспались, пришли в себя и адаптировались во времени и пространстве, жена изложила им свою программу:

1.Байкал   2.Тайга    3.Горы   4. Прочее  ( все остальное на усмотрение  хозяев). Впрочем в прочее я все же сумел добавить 4.1. Баню, 4.2. Рыбалку, 4.3. Дегустацию омуля и местной водки.

Герыч (я так называл Генриха),  предложил начать с "Прочего", а именно с баньки.

Банька - слово ласковое, а то что я испытал это скорее Банища.  Температуру никто не контролировал (да и не чем). Но судя по тому, как у меня в буквальном смысле начали заворачиваться уши, было градусов 95-100 (не путать с сауной - там можно и при 1200 сидеть). Дышать я мог только через тазик с холодной водой. Герка намазал меня липовым медом и хорошо отходил пихтовым веничком (не отхлестал, как думают те, кто не знает настоящей банной процедуры, а именно "отходил")

Это был такой кайф! Потом мы сидели голые возле бани и болтали "за жизнь", потом опять парились, опять болтали, пили медовую водичку и снова парились.

Спал я в ту ночь как убитый.  И наверно на моем лице блуждала глупая, блаженная улыбка.

Утром двинули на Иркутск. MARK II , или как его называют местные "морковка" -  мне понравился.  Герка даже дал мне порулить, что я и сделал с превеликим  удовольствием.  Правда пару раз выжимал сцепление, забывая, что коробка-автомат. Отчего все сзадисидящие стукались об передние сидения :)       Как и следовало ожидать, мы опоздали. Экскурсионный поезд по старобайкальской железной дороге отходит каждое утро в 7:00.  Т.е. чтобы попасть на него нужно выезжать из Бохана (это райцентр, где мы жили) около 5 утра.  Но не тут- то было. Герка повез нас к своему знакомому. Не знаю обрадовался ли он увидев ораву из шести человек, которых нужно приютить на ночь, или нет. Во всяком случае потомок декабристов виду не подал. Видимо осталась дворянская кровь в стынущих от ужаса  жилах. После этого город был отдан нам на растерзание:)   

Иркутск.   Городок, как мне показалось небольшой и провинциальный, разделенный пополам величественной Ангарой.  Какого-то особого впечатления он на меня не произвел. Немного сохранившихся еще с начала XIX века деревянных построек, где видимо и жили декабристы,  несколько старых зданий вроде художественного музея и академического театра, несколько красивых церквей ... Даже не знаю как закончить. Короче ничего особенного.  Вот что запомнилось так это огромное количество "японцев" и "корейцев".   Такого разнообразия "Toyot" я не видел никогда.  Европейские машины встречаются не чаще, чем "Победы"  и "горбатые" запорожцы". На "мерсах"," ауди" и "бэхах" разъезжают самые крутые бандюки.

Еще впечатляет обилие узкоглазого и широкоскулого населения. Причем где буряты, а где китайцы - понять невозможно. И тех и других очень много. Да, еще интересен китайский рынок. Все очень дешево и некачественно. Стоит хоть на секунду задержаться у какого-нибудь прилавка и все! Ты попал. Будут бегать за тобой по всему рынку и скидывать цену пока не купишь. Так я приобрел нержавеющую флягу, которая в Сочи стоит 700р, за 180 (а торговаться начали с 500)

Вечером мы как следует отметили с хозяном квартиры наш приезд и заодно отъезд, и утром как огурчики (зеленые и в пупырышку) сели на экскурсионную электричку.

Электричка наполовину". Вернее сказать электричкой она была наполовину: несколько вагонов экскурсионных, с удобными самолетными креслами в два ряда, просторно расположенными по два друг против друга; с кучей телевизоров, расставленных так, что из любого места вагона видно, что они там показывают. Вторая половина поезда - обыкновенная совдеповская электричка с деревянными сидениями. Стоимость проезда естественно тоже разная. Кроме этого электричкой она была до половины пути.

Дальше (в Слюдянке, где был куплен этот сувенир) к ней  (к электричке) пристегнули тепловоз и мы поехали по самОй Старо-байкальской железной дороге.

СБЖД (Старо-байкальская железная дорога) уникальный, действующий памятник инженерному искусству. Современная Железная дорога идет по восточному берегу Байкала, а по западному только в этом месте: от Слюдянки до порта Байкал

       Построили ее в 1903 году (мы там оказались ровно через 100 лет). Дорога проходит по самому краю Байкала и на протяжении всего пути в окошке открываются потрясающие виды седого исполина (Самого большого водоема пресной воды в мире).

       Экскурсионный поезд идет очень медленно(около 5 км/ч) с частыми остановками в интересных местах, где можно пофотографироваться. Как я уже говорил СБЖД - памятник инженерному искусству - на протяжении 30 км пути расположено более ста инженерных сооружений :тоннелей, мостов, арок и бог весть еще каких-то виадуков и подпорных стенок. Как всегда, экскурсовод сыпет множеством интересных фактов и цифр,но так же как всегда запоминаются только легенды и байки. Вот пара из них:

        Один тоннель поручили строить молодому и перспективному инженеру-строителю. Работы велись с обоих концов и настоящим искусством было так рассчитать направление прохода, чтоб не разминуться. Этот тоннель был первой работой у  инженера и многие в управлении строительством сомневались - можно ли довериться молодому и неопытному офицеру. Фактически, от успеха дела зависело его будущее. И вот, все сроки, отведенные на данный тоннель стали подходить к концу, и в назначенное время , когда обе бригады должны были встретиться - смычки не произошло.  Более тог,когда инженер заставил перестукиваться молотками ,то  отчетливо услышал позади и сбоку себя звук, который должен был идти спереди. Он понял, что ошибся в расчетах и провалил доверенное ему дело - бригады разминулись . Так как он был офицером и дворянином, чтоб не запятнать свою честь  достал  револьвер и застрелился. А буквально через несколько часов обе ветки тоннеля соединились и оказалось, что просто горные породы сыграли с инженером злую шутку, направив звук не в ту сторону. Сейчас тоннель носит  его имя (к сожалению я его не запомнил :(

Вторая легенда связана с самим Байкалом.

 Много рек, речушек и ручьев - сыновей несут батюшке _Байкалу свои воды. И только одна красавица-дочка Ангара, влюбившись в Енисея решила убежать к нему от отца. Взбешенный родитель ринулся в погоню, но не догнал. И тогда всердцах оторвал кусок прибрежной скалы и бросил вдогонку. Так и лежит этот камень в устье Ангары и зовется "Шаман-камнем" .

Еще запомнилось, что разница высот прибрежных гор и дна Байкала составляет около 11 километров (больше Марианской впадины) и то, что на Байкале зимой(на льду) устанавливают единственные в мире нейтринные ловушки. Что и как они там ловят я честно говоря не очень понял, но по словам экскурсовода вроде бы успешно.

В общем было интересно, красиво, но немного утомительно. Экскурсия продолжительностью в 11 часов по-моему многовато. В конце, когда факты, байки и легенды закончились, нам поставили какие-то гайдаевские комедии и экскурсовод начал ходить по вагонам и вербовать постояльцев на ночевку в деревеньке с громким названьем Порт-Байкал. Так как у нас было желание побродить ночью по берегу Байкала, посмотреть на природу, да и экскурсовод обещал поселить нас к творческому человеку (по-моему художнику) в коттедж с сауной и видом на Байкал, то мы быстро согласились.  

Коттедж.  Я живу в Сочи уже более 10 лет и у меня сложился определенный стереотип о том, как должен выглядеть коттедж. Конечно я не ожидал увидеть трехэтажный особняк с каминным залом, бассейном и сауной , но то, что представилось нашему взору скорее напоминало сказку. "Сказку о рыбаке и рыбке". Причем самое начало: "... и жили они в ветхой землянке..." Старый покосившийся сруб с печкой-мазанкой. Полы из неструганных горбылей, на окнах (как мне в тот момент показалось) натянуты бычьи пузыри...  Конечно там были стекла, но по внешнему виду и светопропусканию они могли бы посоперничать с бычьими пузырями или слюдяными окошками. Но и это не все. На зов экскурсовода из дальней комнаты выполз леший (во всяком случае так выглядел этот художник). Косматый мужик с всклокоченной бородой, блуждающим взглядом и устойчивым перегаром. Тут же выяснилось,что баня, которую еще надо часа полтора разогревать - за отдельную плату... Немного поторговавшись с хозяином по поводу стоимости ночлега, мы решительно отказались воспользоваться его гостепреимством и отправились к берегу Ангары. Немного проясню ситуацию: Порт Байкал - станция конечная. Назад электричка идет только утром. А на другой берег Ангары можно переправиться только на пароме, который к тому времени сделал свой последний рейс и тоже  тихо дремал до утра. Оставаться в этом забытом богом селении не хотелось по нескольким причинам: во-первых ни каких красот вокруг не оказалось, ни бродить, ни смотреть негде и нечего. Но самое главное не хотелось выглядеть "кинутыми лохами"

"Переправа"  Отправившись к берегу мы думали нанять каких-нибудь лодочников (благо-дело денег от несостоявшейся ночевки осталось немало). Но не тут-то было . На берегу никого, лодки спрятаны в крохотные боксы, спросить некого. Одинокие прохожие шарахались от нас, а на вопрос:"кто бы смог  переправить на другую сторону", невнятно бормотали что-то про бензин, сломанные моторы и непросмоленое днище. В конце концов мы докричались до одного рыбака и он подплыл к нам с середины реки. И тут выяснилась вся интерестность нашего положения. Нас шестеро, да еще  с сумками и рюкзаками, лодочник седьмой. Плоскодонка у него четырехместная, а бензина хватит только на одну переправу. Получилось очень похоже на головоломку из журнала "Наука и Жизнь" . К дополнительным условиям задачи можно было отнести, что ширина Ангары в этом месте около 500 метров, а глубина метров пять. Течение правда тихое. И плата,предложенная нами довольно внушительная...Ну что же - выпили для храбрости (даже детям налили) и потихоньку поплыли. Лодка просела почти до краев борта. Герыч сидел на носу и орал от восторга, наши жены визжали: его - от страха, моя от радости, а я пел голосом оперного певца

"Славное море - Священный Байкал...

Славный корабль - омулевая бочка.

Эй баргузин пошевелевай ва-ал ,

Трам пам парам ну и точка."

 Дальше слов я не знал, поэтому повторял один и тот же куплет  несколько раз. Проплыли Шаман-камень. Было очень здорово: байкальско-ангарская вода прозрачная как слеза, поэтому глубина не чувствовалась, ветер в ушах, адреналин в крови. Переправились минут за двадцать. Лариска моя сразу запросилась обратно - так ей понравились ощущения. Первым делом решили отметить счастливое избавление из портбайкальского плена и заодно выполнить пункт 4.3. нашего плана (отведать омуля).

"Омуль"   Прямо на причале Листвянки нас встретили несколько торговцев омулем. Взяли на пробу вяленого, копченого и присоленного (его еще называют пятиминуткой). Рыбка конечно очень вкусная -мясо нежное. Под водочку вообще кайф. Мы так увлеклись застольем, что совершенно забыли, что нам еще как-то до Иркутска добираться надо (65км). А время было уже около одинадцати . Как-то и машины, стоявшие на причале незаметно рассосались. А те которые остались не хотели везти нас ни за какие деньги. Мы выпили еще, распробовали все виды омуля. И начали "голосовать" на дороге. Ни один гад не останавливается. Да и какой нормальный человек остановит пьяной компашке в пол-первого ночи. Герка вспомнил, что где-то в 10 км отсюда у него есть знакомый и если мы дойдем до него, то до Иркутска он нас подбросит. Конечно перспективка топать  два часа ночью (к тому времени еще и дождик заморосил) неизвестно куда без гарантии застать этого знакомого...

Выручил нас мой сын Сашка. Пока мы пугали одинокие проезжающие машины, он шатался по берегу и на каком-то столбе увидел объявление - такси по вызову. Как мы впихнулись вшестером + водитель+ вещи в бедную "тойотку" я до сих пор не понимаю. Давка была как в троллейбусе в "час пик". Но, точно кто-то сказал, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В конце концов мы добрались до Иркутска, пересели на свою "морковку" и поехали дальше до Бохана. Где-то в пол-пятого утра мы уставшие, но счастливые улеглись наконец спать.

Потом мы выполнили все пункты нашей программы: была и рыбалка на Ангаре,  и поездка в тайгу по сплошному бездорожью с морем ягод, грибов и стрельбой из настоящего ружья, и посещение местной достопримечательности - водного курорта Аршан с купанием в родоновых  ваннах, и поездка в  Усть-Орду , в гости к Геркиным сестрам-близняшкам, которых я последний раз видел грудными. Эти две недели выдались просто замечательными и в основном благодаря гостеприимству хозяев. В  знак благодарности мы забрали с собой Геркину жену Ларису погостить у нас в Сочи. Но это уже другая история.

P.S. Да, совсем забыл - костыль!!!

Его я подобрал на СБЖД: все-таки память. Да и 100 лет ему исполнилось. При посадке на самолет, правда, пришлось долго объяснять, что это за железяка у меня в сумке. Но все обошлось. Так и лежит этот ржавый железнодорожный костыль у меня с тех пор, напоминая об удачно проведенном отпуске.

Вперед к приключениям

[Home][About Myself][Favorites][Photos][Links][Contact Me]

Copyright (c) 2004 Grabchilev Yu. All rights reserved.

graba@rambler.ru

 



Hosted by uCoz