Gil`za 2

Links
Contact Me

Гильза 2

Ну и слушайте же дальше. Моя жена Лариса засела за телефон и начала искать единомышленников/ туристов на следующую поездку. За первую неделю собрала троих : себя, меня и сына Сашку. Оставалось найти еще двенадцать (Руслан сказал, что больше пятнадцати не повезет, а меньше - было бы накладно для нас. Автобус на день стоил 150$),

К концу второй недели, расшевелившийся народ наконец понял, что 300 рублей за целый weekend за границей - не деньги и начал атаковать наш телефон, в страстном желании присоединиться к отряду отважных абхазских путешественников.

Как всегда, не обошлось без накладок. Трое туристов опоздали на место сбора, но зато появились двое незначившихся в списках.  Ждать сильно не стали, да и сажать, получалось, теперь некуда.

Таможенный и паспортный контроль, как все, на постсоветском пространстве исполнен через ж.… Чтобы пройти их надо пешком пропиликать около 3-х км по извилистому коридору  из сетки, быть облаеным  какими-то злющими псами, кидающимися на эту сетку с завидным постоянством и стервозностью.

Но, ничего не могло испортить нам настроение – был чудесный июньский день.

Я уже говорил, что водитель-Руслан до войны был экскурсоводом. И в этот раз он блестяще справлялся со своими обязанностями. Ехал он очень аккуратно и всю дорогу  рассказывал о местных достопримечательностях.

О самой маленькой  тринадцатиметровой реке, расположенной недалеко от Гагры и занесенной в книгу Гиннеса,  о ранних работах  Церетели, наводнившего всю Абхазию оригинальными остановками и детскими городками. Рассказывал о войне, о героях, не забывал посигналить каждому встречному милиционеру, торговцу, водителю, симпатичным девушкам, да и всем подряд без разбора.

Свернули с трассы Сочи-Сухуми. Поехали вдоль реки Бзыбь через многочисленные мосты и мостики, туннели и виадуки. Места красивейшие – отвесные скалы, подернутая туманом река... Потом начали останавливаться  у красивых и памятных мест. Первым, из которых стал пост сбора денег на экологические нужды. Судя по внешнему виду и состоянию сборщиков, самым нуждающимся в экологической заботе и охране был человек.

А вообще, когда они вывалили из своей охранной будки – пьяные, бородатые, с автоматами – я как-то сразу догадался – придется платить.

Затем - Голубое озеро, где вода такая холодная, что рыбы не живут. Пофотались у чучела медведя, одинокой пальмы,  привязанной к ноге павлина, у озера.

Потом мы как-то незаметно поехали вдоль другой речки под названием Юпшара,  которая собственно и вытекает из озера Рица (это я понял только дома, рассматривая карту).

Следующая остановка была в Юпшарской теснине. По словам водителя Руслана это ущелье тоже занесено в книгу рекордов как самое узкое и глубокое.

А еще там валяется камешек, с которого Поль Робсон пел по-русски "Широка страна моя родная...".  К сожалению камень уже весь обрисован "дикими туристами", но даже это не может испортить ощущение благоговения перед могуществом и красотой гор.

Затем была смотровая площадка с видом на эту Юпшарскую теснину, где рядом продают очень хорошее домашнее вино с обильной дегустацией типа "А папробуй эта дарагой! Для сэбя дэлал - тебе так отдам". Ну так не так, а поторговавшись, за 120 рублей полуторалитровую бутылку купить можно.

Еще немного проехав, мы оказываемся на высоте - ровно 1000 м. над уровнем моря.

Здесь принято загадывать желание и завязывать ленточку. Кстати желания действительно исполняются. Как свидетельство - сотни разноцветных ленточек на ветках (причем иногда в таких местах, что кажется завязывали в прыжке/полете)

Попадались на пути еще небольшие водопады. "Девичьи слезы", больше похожие на распущеные волосы и "мужские слезы", скупые и маловодные . Ну а дальше, попетляв по серпантину подъехали к красивейшему озеру Рица.

Налюбовавшись озером, истратив половину дискет (тогда носителями инфы у цифровиков были дискеты), решили двинуть на поиски Малой Рицы. По словам бывших с нами пенсионеров-экскурсоводов, когда-то, лет 30 назад была тропа, и даже с метками. Но прошли, все-таки, три десятка лет и война...

Порасспрашивав местных шашлычников и ничего не добившись (до войны ходили, а сейчас нЭт),  мы решили рискнуть. Проводницей вызвалась быть самая бойкая  и набожная старушка Валя (около 70 лет).  Начало нашего пути было даже заасфальтировано. Как потом выяснилось, где-то в этих местах проходила абхазская дорога жизни, по которой во время грузино-абхазской войны шли караваны с оружием и продовольствием. Здесь я и нашел гильзу от АК-74 (словно "эхо прошедшей войны"). Она и сейчас стоит на моей полочке с сувенирами. Но это еще не конец истории.

По пути встретилось нам и вот такое чудо.  Называется скала "Чертов палец". Я никогда не подумал бы, что эта "гулька" высотой более 70 м. А когда сравнишь со стоящими рядом соснами - великанами...

Сначала мы действительно нашли и тропу и метки на деревьях.  Шли бодро и весело, хотя подъем был довольно крутой. Потом тропа начала как-то теряться, пересекаемая то буреломными завалами, то следами оползней.  Метки стали находиться все  труднее. Иногда на поваленных деревьях, а то и стертые так, что мы еще долго спорили между собой считать это меткой или нет. Все чаще стали останавливаться и рассылать "разведчиков" в разные стороны в надежде найти продолжение пути.  Все реже стали слышать радостное "Нашел!!!". Побродив так около трех часов, мы наконец поняли, что заблудились. Активная и набожная старушка как-то сникла и потерялась. Единственной радостью нам послужило неожиданно открывшееся маленькое лесное озерцо с бирюзовой прозрачной водой

Ну и как всегда бывает, вдруг, откуда не возьмись появились ... Нет, не то, что вы подумали :) Появились трое отставших туристов. Были они очень злые на нас (особенно женщина) за то, что мы подло бросили их, не дождавшись. Потом, высказав друг другу взаимные упреки, все успокоились и выяснилось, что у них что-то не срослось с маршруткой из-за чего они и опоздали на границу. Дальше они наняли таксиста до Рицы, и по нашим следам догнали нас. В конце, назвав нас не только подлыми предателями и обманщиками, но и обладателями ориентационного критинизма, они сказали, что мы ломанулись не по той тропе. И милостиво разрешив нам следовать за собой, повели к озеру Малая Рица. Попетляв еще около часа, мы, таки, увидели поблескивание воды.

Восторг был полнейший! Даже не только восторг, а какая-то причудливая смесь чувств от умиления со слезами на глазах, до дикой радости с хохотом и воплями.

Можно было попетлять и больше и дольше за такую награду. Вода в озере постоянно меняет цвет. От темно-темнозеленого этакого омута, когда солнце заходит за тучи, до светло-бирюзового бассейна, прозрачного  метра на два в глубину .  Вокруг нависают стволы могучих деревьев с мягкими, пушистыми лапами хвои и изумрудно-зеленой листвой!

Мне сразу же захотелось искупаться -смыть и пот и грязь многочасового подъема. Не долго думая, я поскидывал с себя одежду и занырнул, распугав стаю тритончиков. Кстати, то, что в озере водятся тритоны, свидетельствует о том, что воду можно пить (сказал нам один знаток, хотя сам пить не стал). Вода была удивительно приятная, чистая и свежая, и, не смотря на то, что  12-15 градусов, холодной не казалась.

Перекусив, отдохнув и нафотавшись вволю, мы тронулись в обратный путь. Спускались к Рице без приключений около часа (при том, что подъем занял четыре ) . Расселись в машине как всегда уставшие и довольные. В принципе впечатлений нам хвтало, чтобы ехать спокойно домой, но водитель-Руслан решил нас добить. По пути, сказал он, можно еще заехать на Гегский водопад. Идти почти по-ровному чуть больше часа, а зрелище незабываемое. Не  долго думая, мы согласились. "Почти по-ровному" конечно было по горским меркам, но дорога и вправду оказалась не тяжелой. По пути он показал дом русского отшельника и рассказал его историю. Семья "русских", как их здесь и называют поселилась в этом месте где-то в конце XIX, начале ХХ века. Занимались натуральным хозяйством - выращивали груши, яблоки, орехи, собирали мед. Общались только с теми немногими абхазами, которые привозили им соль, керосин и спички.  Вообще место райское. Рядом течет река Гега, вокруг горы, зелень, чистейший горный воздух. Высота - всего 500 м над уровнем моря. Так вот,  эти русские сумели прожить прошлый век вдали от цивилизации, общественных потрясений и суеты мирской. И можно было бы только позавидовать такой жизни, если бы не то, что из всей большой семьи остался один старик, которому уже далеко за 70 и некому ему даже воды подать ...

Ой, чегой-то меня занесло.

Чуть дальше старикового сруба открылся вид на Гегский или еще его называют Черкесский водопад. Зрелищами мы в тот день уже были пресыщены и всеже водопад впечатлял и размерами и красотой. Высота его 72 метра. Вытекает он прямо из недр отвесной скалы , при чем раньше его русло было на 30 метров выше, а потом вода нашла себе более короткий путь. О  размерах  водопада можно судить по фигурке моего товарища Димы (если разглядите, он справа споднятыми руками :).

А ниже серой глыбой громоздится снежник, подтаявший и спрессованный в камень.

Вода в водопаде холодная до ломоты в зубах (4-5 градусов), чистейшая и очень вкусная.

После того, как мы не набрали воды в озере с тритонами, чувствовалась некоторая жажда. А тут мы пили и не могли напиться. Потом умывались и обтирались под ледяными брызгами. Опять же фотографировались. Вот так выглядит протаявшая арка окаменевшего ледника.

И еще одну фотографию хочется показать. На ней моя жена Лариса - автор и организатор этого мини путешествия на фоне прямо-таки неземных образований. Что-то похожее я видел в Киеве, в киево-печорской лавре Там в таких же нишах лежат мощи монахов. А здесь все оказалось намного прозаичней.  Их сделала река, когда была на несколько тысяч лет моложе и  полноводней.

Ниши

Ну вот, собственно и все. К границе ухе ехали молча, многие спали, да и смотреть уже было не на что - темно. Сердечно попращались с Русланом.

Потом, воспользовавшись идеей и опытом Ларисы, одна предприимчивая особа организовала свой маленький бизнес - экскурсионные поездки в Абхазию.  Одним из маршрутов стал - наш , с посещением всего, что было перечислено выше.

Мы и сами воспользовались ее услугами и посетили Сталинскую дачу на озере Рица, множество других красивых водопадов, водный курорт Авадхару, горное озеро Мзи...

Но об этом, как-нибудь в другой раз.

И еще, когда я дописывал этот опус, один мой знакомый рассказал, что недавно (осенью 2006-го) на озере Рица его ограбили. Сначала сняли колеса с машины пока он прогуливался по окрестностям с семьей, а потом предложили бартер: все деньги, кольца, сотовые и пр. в обмен на его же резину. Ну и поменялся... А что делать?

Вперед к приключениям

[Home][About Myself][Favorites][Photos][Links][Contact Me]

Copyright (c) 2004 Grabchilev Yu. All rights reserved.