Приключения
Links
Contact Me

Гильза

А  это случилось  чуть раньше в   том же 2003-м, только в  июне.  В год десятилетнего юбилея победы героического, маленького, но гордого абхазского народа над грузинскими захватчиками.

Как-то прошел слух, что после долгого перерыва вновь начала работать электричка Сочи -Сухуми. А у нас как раз было огромное желание показать сыну Сашке  Новоафонские пещеры.

Про Абхазию того времени ходило много противоречивых слухов - мол грабят туристов, еще встречаются кое-где вооруженные бандформирования и пр, с другой стороны говорили, что сейчас там уже спокойно и даже кто-то ездил отдыхать не то в Пицунду, не то в Гагры и с ними ничегошеньки не произошло. На работе меня провожали не то как сумасшедшего, не то как безрассудно-храброго героя.  Некоторые плакали :)

Быстренько организовалась группа из 17 или 18 человек - в основном членов Сочинского географического общества. Билет до Нового Афона, куда мы собрались съездить (и где нас должны были встретить и разместить) стоил целый 1$.

Государственную границу пересекли довольно просто и легко (паспортный контроль и таможенный как в аэропорту - через телевизор). Правда опасались, что Сашкиного друга Андрея не выпустят без разрешения родителей (нотариально заверенного). Но обошлось. У нас было письмо от председателя  Сочинского филиала Русского Географического  Общества, где он просил содействия и помощи нашей  группе, следующей в Абхазию с исследовательской миссией.

Интересное началось дальше.  За 10 послевоенных лет, железную дорогу никто не чистил - она так заросла, что электричке пришлось буквально продираться сквозь заросли деревьев и кустарников. В открытые окна так и захлестывала зелень - не высунешься. В пять минут вагон наполнился листвой и ветками.  Электричка состояла из трех полупустых вагонов. Кроме нас и десятка абхазов больше смельчаков не нашлось. Ехали долго и весело.  Пели песни, травили анекдоты. Один из старых экскурсоводов рассказывал  какие-то байки. Запомнилось как всегда не многое.

Когда въезжали в Гагры он рассказал о герцоге Эдинбургском, который по его словам, выиграл кусок земли у местного правителя Гагрипша и потом построил на нем замок. Потом в этом замке снимался фильм «Веселые ребята». Во время съемок произошел интересный случай. По сценарию нужно было, чтобы в замок со всех сторон бежали животные: коровы, свиньи, овцы. Но на гору они ни как забираться не хотели. Тогда помог местный житель. Он посоветовал пару дней покормить домашний скот  соленой пищей и не давать воды. А на третий день в замке   включили звук водопада и произошло чудо – все животные, услышав шум воды ринулись в гору.  Сцена была успешно снята.

Въехали в Гагры. Электричка шла медленно и нам представилась возможность посмотреть на город, который по праву считался одним из лучших мест отдыха в СССР.  Впечатление было такое, как будто смотришь послевоенные хроники. Через один разрушенные дома. Высотки зияют насквозь выбитыми или чернеют заколоченными окнами,  санатории в полном запустении, пляжи абсолютно пустые,

Жителей – раз, два и обчелся. Тут действительно прошла война, а потом еще и мародеры дограбили то, что не успела разрушить грузинская артиллерия. Потом нам рассказывали, что именно в Гаграх и были основные боевые действия и артобстрел велся с двух сторон.

Пораженные мы ехали дальше. Как-то сами собой стихли шутки и смех. После Гагры - первая остановка  - деревня  Бзыпьш. Стоянка оказалась долгой - вышли перекурили, сели, опять вышли, опять покурили. Наконец дали команду "По вагонам!!!" Медленно покатились. Набирая скорость, проехали обшарпанный, полуразрушенный вокзальчик с заколоченными окнами и черными следами от пожарища, помахали местным ребятам, возившимся со старым "мерсом", посмотрели на бегущую за электричкой собаченцию, проехали электрическую подстанцию и ... Остановились. Постояв минут 10 потихоньку покатились назад. За окном, как в обратном кино - подстанция, собака, машущие улыбающиеся абхазы, "мерс", вокзал. Вышли покурить. Выяснилось, что участок  железной дороги обесточен. Что-то там выбило на подстанции. А так как сегодня выходной, то электрик дома. Мы стали его ждать. В пустом, полуразрушенном вокзале оказалась на удивление хорошая акустика. Старый экскурсовод продемонстрировал нам как звучат призывы  муллы. И как то это было на удивление гармонично. Потом мы пели песни, шутили, смеялись... Минут через 40-50 прибывший электрик сделал свое дело. "По вагонам!!!", вокзал, мерс, абхазы, собака, подстанция.Опять выбило. Покатились назад.Собака, уставшая бегать за снующей туда сюда электричкой, смотрела на нас печальными глазами. Абхазы уже не улыбались, а смеялись во все горло . На вокзале машинист переговорил с местными и те посоветовали с разгона проскочить неблагополучный участок. Так мы просмотрели любимый фильм "Вокзал - подстанция" со всеми промежуточными кадрами еще раза три. После очередной попытки машинист все-таки сдался и официально объявил, что электричка дальше не пойдет.

Так мы оказались в 56 км от цели нашего путешествия Нового Афона.  Пошли все вместе на автодорогу голосовать. А тем временем как у Задорного : "Смеркалось..."

Машины конечно изредка ездили. Но влезть в какой-нибудь "жигуленок" восемнадцати человекам было не реально.

Появление микроавтобуса "Mersedes" было сродни грому средь ясного неба.

Мы сочли это божьим промыслом или чудесным чудом. Но на самом деле  все оказалось куда прозаичней. Просто кто-то, либо с вокзала, либо с остановки позвонил своему другу/знакомому и дал наводку на группу бестолковых туристов. Как бы там ни было, мы скинулись по 100 рублей, впихнулись в бедный "мерс"(все были с рюкзаками и сумками). Но лучше плохо ехать, чем хорошо стоять.(В этом месте мама сделала мне замечание, что я повторяюсь. Но было именно так - ехали плохо и тесно, но лучше чем стояли бы на дороге)

С водителем  нам очень повезло - он оказался бывшим экскурсоводом, но об этом после. Чуть меньше часа - и мы в Новом Афоне. Нас должны были встретить, но так как мы опоздали часа на 3-4 , винить встречающего(вернее встречающую) у нас не было никакого права. И так после 15-20 минут расспросов уцелевшего местного населения мы нашли  её.

Разместили нас в бывшем партийном санатории. После того, что мы увидели по всей этой маленькой стране, жилище нас порадовало. В номере был душ, туалет, телевизор с несколькими российскими каналами и балкон с шезлонгом.

После принятия душа и обследования номера, оказалось, что мы изрядно проголодались. И хотя было около полуночи, кто-то бросил клич:" А пойдемте попробуем мамалыгу!!" Бред конечно. Но мы нашли открытое кафе. Хотели заказать фирменную абхазскую мамалыгу, но, увидев в какой антисанитарии приготавливаются блюда местной кухни, ограничились чаем с какими-то плюшками.

Побродив еще немного по пустынному, ночному пляжу, мы отправились спать.

Да, о самом главном я не сказал. В конце мая – начале июня в Абхазии цветет мандариновое дерево. И вот когда его аромат  смешивается с  запахом эвкалипта (и всего этого много, потому, что мы жили среди мандариновых плантаций, обрамленных эвкалиптовыми рощами)…  А на склонах десятки тысяч светлячков, мигают в такт какой то своей музыке. Нет, никакими словами невозможно описать ту благодать, то состояние восторга, те чувства и эмоции, которые нахлынули в ту новоафонскую ночь. Так мы и уснули, окутанные волшебством запахов и пением сверчков.

К сожалению я не смог зафиксировать ни ароматов, ни даже мириады мигающих светлячков т.к. поездка была пробная (ехали с опаской быть ограбленными) и ничего ценного мы с собой не брали.

Утром мы посетили новоафонский монастырь, красоту которого я оценил чуть позже.

Я человек не верующий в творца. Я не берусь с криками доказывать, что бога нет и пр. Я просто тихо не верю, что кто-то создал землю, день и ночь и увидел, что это хорошо… Я воспитывался в атеистической семье, советской школе, грамотными интеллигентными родителями Я на 100% верю Дарвину.  Это я все веду к тому, что монастырь (изнутри) не произвел на меня никакого впечатления. Я видел службы в Москве, Ярославле, Сочи, Питере и мого где еще, куда забрасывала меня туристическая планида. Везде одно и то же – где-то побогаче, где-то победнее, но везде мрачная атмосфера, заунывные причитания священников, удушливый, спертый воздух… Вру! В Абхазии не было нищих. Причем не смотря на бедность и всеобщую разруху ни где я не видел попрошаек.

Итак, пошатавшись немного по монастырю (построенному  за  12 лет к 1900 году), мы направились к главной цели нашей поездки – знаменитым новоафонским пещерам. Нужно сказать, что в советское время мы с женой посещали эту достопримечательность. Тогда, более пятнадцати лет назад, мы протелепались в душной, жаркой электричке около 6 часов. Выстояли огромную очередь и попали в пещеры на самый последний рейс или сеанс, только благодаря тому, что запланированная на это время группа из Сочи не приехала.

В этот раз все было по-другому. Мы зашли в абсолютно пустой кассовый зал, который совершенно не изменился за пятнадцать лет (говорят, Новый Афон не бомбили).  Все осталось как при "совке". И только на стенах появились мемориальные таблички о героях-новоафонцах, погибших во время грузино-абхазской войны. Кстати по всей Абхазии очень много стел, мемориалов и памятников, посвященных этой освободительной войне.

Итак ситуация изменилась – чтобы попасть в пещеры, мало купить билет, нужно еще собрать около 30-40  человек/экскурсантов. Потому, что поезд, который возит их (т.е. нас) в глубину горы, где и демонстрируются сами пещеры, порожняком никто гонять не будет. Нам опять повезло – через час ожидания, прибыла группа экскурсантов из Сочи (может быть та, которая не приехала пятнадцать лет назадJ).

Немного о самих пещерах. Какой-то мужик открыл пещеры в каком-то году, найдя дыру сверху. Потом их облагородили подсветкой, мостками, кое-где даже музыкой, пристроили главный вход, пустили спецэлектропоезд. Вагончики и сам поезд существуют только в единственном экземпляре – их специально спроектировали и построили для новоафонских пещер.

С детства у меня были свои представления о пещерах – что-то узкое и тесное, лабиринты ходов, иногда уходящих под воду. Новоафонские – переворачивают все представления с ног на голову. Огромные пространства, сопоставимые по размерам с дворцами спорта, подземные озера с пронзительно голубой водой, сталактиты (те, что растут сверху),  сталагмиты (те, что снизу) и сталагматы (которые уже соединились).

Как в первый раз так и во второй я поражался природной красоте, умело подчеркнутой человеком. Во время экскурсии рассказывают много интересного, но как всегда, запоминаются крохи. Есть зал, где на минуту выключают полностью свет и дают понять, что такое ПОЛНАЯ ТЕМНОТА. Есть зал, где вызывают добровольцев попеть, давая оценить великолепную акустику  (последний раз вызвалась одна очень симпатичная девица и красивым, хорошо поставленным голосом спела матерные частушки).

Говорят, в этой пещере, иногда дают концерты кавказского, мужского хорового пения. Но когда это происходит, никто не уточнил.  Как одна из примет рыночной экономики, в одном зале торгуют сувенирной продукцией. Не удержался и я.  Вот так выглядит кусочек сталактита. Рассказывают о флоре и фауне пещер – в основном это какие-нибудь слепые рыбки, мхи и плесень.

Сталактит

Очень впечатляет один из последних залов с каменным водопадом, подсвеченным синими, красными и зелеными лампами. Зрелище завораживающее. Там обязательно все фотографируются на память. Экскурсия занимает не многим более часа. В пещерах холодно10-130С (при том, что на поверхности около 30-350 С ). Быстренько уходим узкими коридорами и выходим на подземный перрон, как в метро, где нас уже поджидает уникальный поезд.

Тем временем, пока мы посещали пещеры, наша группа осмотрела жилище Симона Канонита (это был один из двенадцати апостолов). Может в другой раз посетим и мы.

Дальше наш путь лежал на вершину Иверской горы, в глубине которой мы были. Там расположилась Цитадель древней Анакопии, построенная еще в V веке.

Дорога вьется серпантином по склону, обращенному к морю. Вид великолепный. Раньше, много веков назад, по этой дороге ходили древние анакопийцы (или анакопяне).  Подъем занял около часа и мы все время задавались вопросом: «Ну неужели нельзя было расположиться пониже, на побережье?» Сейчас попробуй кого-нибудь запереть в горы, все рвутся поближе к морю. А в те далекие времена люди пеклись не об удобствах, а о безопасности. Чем выше, тем труднее врагу добраться. Кстати по пути мы видели пару сохранившихся смотровых башен с толстенными стенами и стрелковыми бойницами. И как потом выяснилось, не раз всякие-разные воители безуспешно пытались завоевать Анакопию.   Наконец добравшись доверху, мы увидели прекрасно сохранившиеся развалины цитадели. К счастью для них (развалин), основные массы туристов сюда не попадают – высоко и мало кто согласится переть час в гору.

Вот поэтому для столь древнего возраста, все выглядит довольно пристойно и благообразно. Вся крепость выложена из белого известняка (я не удержался и взял на память кусочек, все-таки полторы тысячи лет ему). Несколько разномастных построек, колодец, часовенки с современными иконами и смотровая башня без этажей и перекрытий.

О том, что не взял фото/видео аппаратуру,  я жалел всю дорогу, но здесь, на вершине цитадели – особенно.  Вид с центральной башни открывался такой, что дух захватывало. Новоафонский монастырь смотрелся как кукольный детский домик. Вот тогда я в полной мере оценил его красоту. Белые домики с терракотовой отделкой, звонницы с черными колоколами,  золотые купола, сверкающие на солнце. А чуть дальше мандариновые поля, обрамленные эвкалиптами, пирамидальные кипарисы, пронзительно синее  море и над всем этим такой же глубокосиний  небосвод.  Говорят, что эту цитадель позже облюбовали то ли монахи, то ли еще какие-то имеющие отношение к богу люди. Во всяком случае, в центре цитадели колодец-источник, вода в котором считается священной и лечебной. Я конечно и напился и обмылся после долгого подъема. Вода действительно вкусная и чистая. Но меня поразило другое. Откуда на вершине одиноко стоящей горы полный, непересыхающий источник. По правилу сообщающихся сосудов не получается – не с чем сообщаться. Дождь? Но колодец закрыт сверху плитой.  Оставим этот факт в разделе загадок…

Перекусив бутербродами и напившись воды из источника, мы еще повалялись на солнышке,  позагорали прямо на крепостных стенах толщиной в метр и отправились вниз.

Достопримечательностей в Новом Афоне еще много – это и монашеская электростанция, построенная задолго до Днепрогэса (который я считал первой электростанцией), и царский грот у искусственного водопада, не произведший на меня никакого впечатления, не смотря на то, что его посещал царь Александр, и натуральный мандариновый сок, который делают только в Абхазии.

К 18 часам мы собрались у, всё того же «Mersedesa», с водителем которого договорились об обратной дороге. До границы добрались без приключений.  Все были уставшие и довольные отлично проведенными выходными.  Сердечно попрощались с водителем, поблагодарили за хорошую, безопасную поездку и только моя жена Лариса, додумалась спросить его как с ним связаться, и сможет ли он еще раз свозить группу туристов куда-нибудь по Абхазии. Руслан, а звали его именно так, сказал, что за наши деньги - любой каприз и с превеликим удовольствием.

Да, чуть не забыл – Гильза. Но об этом в следующей части рассказа.

Гильза 2

Вперед к приключениям

[Home][About Myself][Favorites][Photos][Links][Contact Me]

Copyright (c) 2004 Grabchilev Yu. All rights reserved.